Наверняка спектакли и творческая встреча, прошедшие в Свободном в рамках фестиваля театра и кино «Амурская осень», вновь стали стали главным культурным событием сентября.
22 сентября на сцене Дворца Культуры в Свободном прошло сразу два спектакля по пьесе Александра Островского «Не в свои сани не садись».
И, конечно же, основной радостью для свободненского зрителя стала встреча со всенародно любимыми артистами, которые не нуждаются в особых представлениях - это народные артисты России Ирина Муравьёва и Сергей Никоненко. Режиссёр спектакля Роман Самгин имеет премии за лучшую режиссуру «Московский дебют» и за лучший спектакль на фестивале в Брно (Чехия).
И здесь, на «Амурской осени» «Не в свои сани не садись» тоже признан лучшим спектаклем. По словам режиссёра, все пьесы Островского про людей и для людей, ставить их - всегда радость, и работали над спектаклем в ощущении праздника. В его создании помогла продюсерская компания «Аметист», изготовившая декорации, реквизит и костюмы.
Сюжет достаточно прост и понятен, и крутится вокруг любовного треугольника и семейных передряг. Поэтому позволяет и посопереживать, и посмеяться. Народные артисты Сергей Петрович и Ирина Вадимовна играют родных брата и сестру.
Он - богатый и уважаемый купец в небольшом уездном городе Максим Федотович Русаков, вдовец, бережно вырастивший дочь. Она - Арина Федотовна - «пожилая девушка», вроде бы когда-то отучившаяся в Москве и познавшая столичную жизнь, но не нашедшая для себя личного счастья. А потому в некотором роде оказавшаяся авантюристкой и интриганкой.
Есть у купца и родственник, сват Селивёрст Потапыч Маломальский, содержатель трактира и гостиницы - его играет Заслуженный артист России Борис Шувалов , у которого более 60 работ в кино, он один из создателей и постановщиков программы «Куклы», где озвучил множество ролей, а также во всех сериях фильма Люка Бессона «Такси» озвучил Эмильена.
Маломальский (Борис Шувалов), Ванечка (Дмитрий Оболонков).Так вот к Селивёрсту обращается местный молодой купец, вполне благопристойный Иван Петрович Бородкин (Дмитрий Оболонков), чтобы тот уговорил Русакова выдать за него свою дочь Авдотью Максимовну, которую по-домашнему зовут Дунечкой. Тем более молодые люди знакомы с детства. Селивёрст с радостью соглашается, Ваня ему нравится, и иногда сбивчиво, а иногда «подшофе», но он всё же уговаривает своего свата на кандидатуру Ивана. Максиму Федотовичу молодой купец тоже нравится и кажется вполне подходящей партией для своей единственной дочери.
Но тут разворачивается вся интрига. У Маломальского в гостинице поселился отставной кавалерист Виктор Аркадьевич Вихорев (Сергей Кемпо), промотавшийся гуляка и ловелас, который уверен в своей неотразимости и в том, что для него найти простоватую невесту с хорошим приданым - лишь дело времени. Дунечка со своим отцом подходят как нельзя кстати.
В центре Анна Антоновна (Светлана Чилей).Дочь купца с молодым офицером знакомятся на чаепитии у жены Селивёрста Анны Антоновны (Светлана Чилей), которая вместе с её родной тёткой Ариной видит в кавалеристе для Дуни наиболее перспективную партию, они сами ему симпатизируют.
Что уж говорить о молодой наивной девице, которая сразу же безумно влюбляется в офицера и верит всем его обещаниям увезти и показать столичную жизнь. Она просто ослеплена - «с милым рай и в шалаше». А суженого Ивана Бородкина как можно мягче «отшивает», рассказав о своих чувствах к другому.
Но не так прост Максим Федотович: он хочет жить своим семейным кругом на своей родине, а не садиться не
в свои сани, гоняясь за титулованным зятем, поэтому он выставляет Вихорева из своего дома, а дочери настрого запрещает думать о нём. Авдотья Максимовна всё-таки решается умолять отца сменить гнев на милость, но в ответ слышит, что с таким проходимцем приданого не получит - пусть убедится, насколько новоявленный жених её любит.
Вихорев (Сергей Кемпо).А пройдоха-кавалерист уговаривает очарованную им девушку бежать с ним из дома, тайно обвенчаться, а потом уже упасть в ноги к отцу - тот в любом случае не оставит дочь и приданым не обделит. Под предлогом похода в церковь сбежать помогают Анна Антоновна и тётка Арина. Когда побег вскрывается, они «получают» по полной, Арину брат даже из дома выгоняет.
Тем временем где-то в глуши Дуня надеется на венчание. И здесь в качестве отступления нужно заметить, что ради юмора артисты иногда используют названия населённых пунктов региона, в котором выступают. Потому от Вихорева слышатся порой неожиданные фразы: «Поехали в ближайшую деревню, там обвенчаемся. Тут Дубовка недалеко!», или «Лучше бы я в Благовещенске невесту искал!», и напоследок «От всего этого уеду в Циолковский».
Практически в последний момент, когда дело чуть ли не доходит до близости, невеста вполне серьёзно объясняет, что приданого ей не видать, и отца она не уговорит. Тут «любовь» сразу и кончается: немного поиронизировав над наивной девушкой, жених отпускает её на все четыре стороны.
Опороченная и опозорившая своим поступком отца, Дунечка возвращается к родителю вымаливать у него прощения. За неё вступается Иван Петрович Бородкин, который не отказывается от своего желания жениться на ней. В итоге рассерженный Максим Федотович действительно сменяет гнев на милость, прощает дочь и даже сестру, так мало того, ещё и Селивёрсту обещает погасить долги Вихорева за проживание, лишь бы больше никогда его не видеть.
Ну а полюбившемуся зятю ставит условие пригласить свою матушку и всем вместе жить у него в доме, так сказать, патриархальным укладом. В итоге все довольны и счастливы и заканчивают спектакль общей финальной песней.
По сути семь актёров, задействованных в постановке, за два с небольшим часа с антрактом дарят зрителю настоящий праздник. В спектакле несколько музыкальных номеров, не затянутых, а только иллюстрирующих сюжет. Конечно же, радует игра маститых актёров, весомость и серьёзность персонажа Сергея Никоненко. А у Ирины Муравьёвой, несмотря на прошедшие десятилетия, кажется, такой же задор в глазах, как у Нины Соломатиной из фильма «Карнавал».
Под стать мэтрам и игра молодых актёров, которая тоже понравилась зрителю. Как оказалось, на разных театральных площадках роли двух женихов играют по два разных молодых актёра, каждый из которых уже проявил себя на сцене и на экране, а вот роль Дуняши Русаковой попеременно достаётся трём молодым актрисам.
В Свободном главную юную героиню играла выпускница ГИТИСа Елена Кибалова, которая преуспела не только в актёрском мастерстве, имея уже достаточно хороший список ролей в театре и телесериалах. Она кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике, профессиональная скрипачка, автор и исполнитель своих песен.
Позитивный финал спектакля, конечно же, был встречен полным восторгом зрителей и громкими продолжительными аплодисментами, а актёрам вручили не один десяток букетов.
Самые упорные зрители, купившие программки, решили дождаться актёров за кулисами, чтобы получить автограф и сфотографироваться.
После второго за день спектакля любимые артисты были уставшими и просили дать им отдохнуть. И естественно, мы не стали проявлять назойливость. Удалось только перекинуться парой фраз с Сергеем Никоненко.
- Сергей Петрович, как вам на амурской земле, как вас встречают на «Амурской осени»?
- Замечательно! Всё хорошо! Погода отличная, зритель тёплый и приветливый.
И в принципе, это главное, что хотелось услышать от любимого актёра, который от души подарил нам своё творчество, и в свои 83 года до сих пор сохраняет бодрость духа, чтобы так играть.
Дмитрий ПОЛОВНЁВ.
Фото Анны Прудниковой.